"Ни из какой совокупности опыта нельзя вывести различие между реальностью и представлением о ней"
Эту мою любимую фразу Мамардашвили наилучшим образом иллюстрирует "Общество плоской земли" - самим фактом своего существования. Невозможно не из какой совокупности опыта доказать, что в реальности земля - шар, если человек всегда видит лишь плоскость, и в его представлении земля - блин.
И вот если представить, что Идея плоской земли стала государственной идеологией и транслируется везде и всюду как единственно верная, а любая другая точка зрения подвергается гонениям, то нет ничего удивительного в том, что всякий попавший под влияние этой идеи не может помыслить ничего иного.
Как говорит Мамардашвили, мысль вообще невозможна, и чудо, что она иногда случается. Чудо, потому что мысль рождается отнюдь не из опыта, а только сама из себя, только из самого удивления, что мысль вообще возможна. Предвестник мысли - юношеское чувство, пред-ощущение чего-то "иного", которое, будучи родственным мысли, тоже рождается лишь из самого себя. Промелькивает вдруг яркой вспышкой и исчезает - и может исчезнуть совсем, если не приложить труда и не расширить это "пространство истины".
Мысль невозможна, и чудо, что она иногда случается (случается - потому что кроме того, что мысль - чудо, она еще и случайность,то есть никто не знает, откуда она берётся). Требовать от человека мыслить - это практически то же, что требовать от него летать. Он бы, конечно, очень этого хотел, но из одного желания не рождается действия. Желать быть добрым не значит быть добрым. И одно лишь желание добра может стать причиной очень большого зла. Потому, что рядом со всякой мыслью всегда есть её "симулякр", призрак, тёмный двойник. И тогда как истинная мысль - чиста, её симулякр "запачкан" всевозможными состояниями, возникшими до мысли. Человека, мыслящего симулякр вместо мысли, не интересует содержание мысли, его интересует прославление, приукрашивание самого себя, компенсация своих недостатков и т. д. и т. п. Потому настоящая мысль и так редка, что нам трудно вырваться из власти своих состояний и представлений.
Невозможность мыслить Мамардашвили сравнивает с существами, живущими в двухмерном пространстве. Они могут представить себе лишь плоскость - откуда у них возьмётся идея глубины? Чтобы узнать о третьем измерении, нужен коперниканский переворот, нужен взгляд со стороны, из такой точки, которая выходит за пределы плоскости. И то что вопреки всему взгляд всё же иногда выходит за пределы плоскости - это чудо.
Удивительно поэтому не то, что люди не понимают, не думают, не знают, удивительно как раз то, что всё это иногда случается. Как удивительно, например, то, что не просто человек (как биологическое существо) вопреки всему выжил в ГУЛАГе, но что в ГУЛАГе выжило человеческое как таковое. Как удивительно не то, что кто-то подчиняется преступным приказам и бомбит мирные города, а то, что кто-то, напротив, отказывается их исполнять.